Упаковка (вчера, сегодня,завтра)

 

    

         Одноразовые вещи - порож­дение века ХХ. Именно тогда человечество впервые задумалось о том, сколько бесценного времени тратится впустую на мытье посуды, стирку пеленок  и т.п.скучные бытовые дела, и ужаснулось.

чайный пакетик

В 1904 г. предприимчивый торго­вец из Нью-Йорка Томас Салливан изобрел чайный пакетик. В отличие от других коммерсантов экономный Салливан решил посылать образцы чая клиентам не в жестяных банках, как было принято, а в маленьких па­кетиках из муслина и шелка. Кто из клиентов решил, что заваривать чай гораздо удобнее прямо в пакетиках, неизвестно. Позже ткань заменили специальной бумагой, хотя и сейчас самые дорогие коллекционные чаи иногда выпускаются в небольших шелковых мешочках. Сам пакетик, претерпев многочисленные транс­формации, приобрел современный вид лишь в 1950 году. Двумя годами позже изобретение было запатенто­вано конкурентом Салливана ирланд­цем Томасом Липтоном.

Приблизительно в это же время на свет появилась одноразовая посуда. В 1908 году в американ­ской прессе была начата кампания против "общественной жестяной кружки" - ее негигиеничность на­зывалась среди причин смертнос­ти у школьников. "Безопасная чаш­ка" в виде скрученного конусом листа картона была придумана в том же году студентом-юристом Хью Муром из Канзаса. Чикагский предприниматель Лоуренс Луэллен, к которому обратился Мур со сво­им изобретением, добавил чашке дно, получил патент на изобрете­ние и в партнерстве с Муром осно­вал  lndividual Drinking Сир Company. Уже в 1914 году в публичных мес­тах и поездах были установлены первые автоматы по продаже ин­дивидуальных чашек. К 1960 году в одной только Америке бумажных чашек продавалось на 50 млн дол­ларов в год.

Идея одноразового подгузника принадлежит американке Мэрион Донован - заместителю редактора журнала Vogue и многодетной ма­тери. Сначала, не имея времени на стирку пеленок, она  придумала  не­промокаемые детские трусики из клеенки - боутеры (от англ. boat - лодка), права на которые в 1949 году принесли ей 1 млн долларов. В 1951 году, заменив клеенку на ад­сорбирующую бумагу, Докован по­лучила патент на изобретение од­норазовых боутеров. Однако про­дать его так и не смогла - исполь­зовать подгузник один раз послево­енному поколению казалось непрак­тичным. Лишь 10 лет спустя, взяв на вооружение идею Докован, со­трудник компании Procter & Gаmble Виктор Миллз разработал однора­зовые подгузники Pampers. Первый памперс был выпущен в 1961 году. Сегодня в мире, по разным оцен­кам, памперсов продается на сумму от 4,5 до 10 млрд долларов.

Одноразовый шприц - изобре­тение новозеландского фармацевта и ветеринара Коллина Мердока. Идея заранее запаивать лекарство в шприц для упрощения и ускоре­ния вакцинации животных возникла у 27-летнего Мердока в 1956 году. Позже он решил использовать од­норазовый шприц и во врачебной практике, сведя тем самым к мини­муму риск передачи инфекции от одного пациента к другому. Выпуск пластмассовых одноразовых шпри­цев в промышленных масштабах был налажен в 1961 году.

  РУЧКИ, БРИТВЫ, ЗАЖИГАЛКИ

     Больше всего выгоды из нежелания клиентов использовать вещи во второй раз сумели извлечь производители канцелярских принадлежностей. Главным героем этой истории стал француз Марсель Бик, основатель фирмы Bic. Бик начал в 1945 году с покупки небольшого фабричного здания - абсолютно пустого. У Бика с его партнером не было ни станков, ни покупателей. И очень мало денег - около 5 тыс. французских франков.

     Бик решил начать с производства одноразовых ручек. Правда, саму шариковую ручку изобрели венгры братья Ласло и Георг Биро, эмигрировавшие во время войны в Аргентину. Однако их изобретение оказалось не очень удачным: ручки были дороги, а писать могли только в вертикальном положении. Не лучше шли дела и у конкурентов, выкупивших права на технологию или просто укравших изобретение. Братья Биро разорились, однако знавший об изобретении Бик не поленился в начале 1950-х съездить в Аргентину и совместно доработать и усовершенствовать ручку. Первые "шарики", выпущенные Bic в 1953 году, продавались по 50 тысяч в неделю. Уже через три года в день продавался 1 миллион ручек.

     В 1972 году компания стала выпускать одноразовые зажигалки. Сейчас уже мало кто помнит, что их изобрели также до прихода на рынок предприимчивого француза: по одним данным в компании Dupont, по другим - в поглощенной Bic компании Flaminaire. В 1975 году Bic выбросила на рынок одноразовые бритвы, потеснив с рынка Gilette.

     Сегодня компания Bic каждый день продает по всему миру 22 млн канцелярских принадлежностей (львиная доля - все те же ручки), 11 млн бритв и 4 млн зажигалок. Сам Марсель Бик, никогда не бравший кредитов, и не дававший интервью, умер десять лет назад.

     Одноразовые товары тем временем делаются все изощреннее и изощреннее. Последняя диковинка - одноразовые контактные линзы.

     Одноразовые вещи долго вызывали у всех восторженный энтузиазм: гигиеничны, недороги, неприхотливы, просты в обращении, не жалко расставаться. Но и мода на одноразовость тоже проходит. Теперь говорят, что эти вещи - порождение глобализации, что они лишены индивидуальности и что, превращаясь в миллионы тонн мусора, они несут угрозу окружающей среде. Впрочем, давайте вспомним: еще 20 лет назад каждый полиэтиленовый пакетик принято было тщательно мыть, а упаковка из первых фаст-фудов хранилась бережнее, чем семейные реликвии, о смерти одноразовых вещей говорить явно преждевременно.

   Количество одноразовых товаров, пред­лагаемых потребителям, увеличивается не по дням, а по часам. Не менее стреми­тельно земля превращается в свалку - чем популярнее схема "купил - использовал - выбросил", тем больше мусора. С однора­зовыми шприцами, иголками, капельницами, перчатками и другими медицинскими принадлежностями в эпоху СПИДа при­дется смириться. Но как быть с осталь­ным "одноразовым счастьем" - посудой, пластиковыми бутылками, пищевыми упа­ковками, подгузниками, бритвенными стан­ками и прочим? К счастью, наука не сто­ит на месте.

 

ПОЛНЫЙ РАСПАД

           Альтернативу одноразовым ложкам, вилкам и ножам из пластмассы пред­ложила американская компания EARTHWARE BIODEGRADABLES. Ее столовый прибор из четырех предме­тов, сделанный на основе пшеницы, полностью разлагается микроорганиз­мами за 3-б недель. При этом срок годности изделия - 5 лет, к тому же его можно без проблем отправлять в посудомоечную машину и микроволновку. Производитель подчеркивает, что пшеница не была генетически модифицирована, а продукт абсолютно безопасен для людей, страдающих от аллергии на клейковину и глютеновой болезни. EARTHWARE BIODEGRADABLES не единственная фирма, предлагающая экологичные столовые приборы. "Лож­ки-вилки" из разлагаемой микроорга­низмами смолы, сделанной из зерно­вых и картофельного крахмала, выпус­кает и компания CEREPLAST.

Как известно пластиковые бутылки не разлагаются - никаким микроорга­низмам они не по зубам. Однако по­явилась надежда, что вскоре на замену "вечным" 6утылкам придут "смертные" из полилактида, сделанного на основе кукурузы. При температуре 50-60 гра­дусов Цельсия, высокой влажности и наличии микроорганизмов к примеру, в садовом компосте тара из него раз­лагается в течение месяца, при менее благоприятных условиях - меньше чем за 100 дней, а кроме того, усваивается микробами в морской воде. Полилак­тид представляет собой прозрачный бесцветный термопластичный полимер. Из него можно делать подносы, тарел­ки, получать пленку, волокно, упаков­ку для пищевых продуктов, имлланта­ты для медицины и многое другое. По стоимости и трудозатратам - это один из самых перспективных биодеградиру­емых пластиков, способный конкурировать с традиционными  упаковочными материалами. Своим появлением он обязан американской компании NATUREWORKS. В результате прове­денных работ освоено производство по­лилактида ферментацией декстрозы ку­курузы мощностью до 6 тыс. тонн в год. В перспективе планируется расши­рить его до 50-150 тыс. тонн и снизить стоимость полилактида до 2,2 доллара за 1 кг. 0"новой эре в битве с плас­тиком" говорить, возможно, и прежде­временно, но сказать, что у "вечной" бутылки век не будет слишком долгим, уже можно.

Отказаться от одноразовых пластико­вых пакетов призывают своих граждан и власти Японии. Магазины Страны восходящего солнца ежегодно выдают покупателям около 3 млрд больших па­кетов. Это примерно 300 тыс. тонн пла­стика, нужного только затем, чтобы до­нести покупки от магазина до дома, а затем выбросить. Пластиковые пакеты составляют почти 60% объема всего мусора в средней японской семье. Ми­нистерство защиты окружающей среды заключило соглашение с рядом круп­ных торговых сетей и сетей быстрого питания, в соответствии с которым ма­газины обязуются сократить количество пакетов и пластиковой упаковки на 20­-50%. В качестве альтернативы власти предлагают гражданам переключиться на простые полотняные сумки из натураль­ных материалов и им подобные вещи. Производители тканевой продукции уже освоили выпуск модных моделей матер­чатых сумок для магазинов.

А вот британское подразделение IKEA решает проблему иначе. Оно выпускает в продажу одноразовые хозяйственные сумки, не засоряющие биосферу. Новые сумки будут произво­диться из экологически безопасного саморазлагающегося биополимера на основе кукурузного крахмала все той же компании NATUREWORKS. Мате­риал полностью разлагается микроор­ганизмами в течение примерно 60 дней. И хотя экологичные сумки будут  сто­ить на 5 пенсов дороже прежних,  IKEA надеется, что покупатели сделают вы­бор в пользу сумок из "кукурузного" полимера. По мнению менеджера Чар­ли Брауна, за год продажи прежних мо­делей сумок сократятся на 97 процен­тов, с 32 млн до 900 тысяч.

 

CЪECTЬ ВМЕСТЕ С УПАКОВКОЙ

        Другое, не менее популярное направ­ление - упаковка, которую можно про­сто взять и съесть. Первыми подобное чудо сотворили американские химики из Службы сельскохозяйственных исследо­ваний агрономического управления США. По мнению её автора Тары Макхью, съедобная упаковка Edible Food Wrap еще и путь к правильному питанию. Она не только сохраняет про­дукты свежими, препятствуя их соприкосновение с воздухом, но и является полноценной заменой какого-либо фрукта, ягоды или овоща. Удивляться не стоит, ведь, по сути, это пленка, спрессованная из высококонцентриро­ванного плодоовощного пюре. Содержа­щиеся в нем полисахариды и глюкоза придают ей прочность и гибкость. Спе­циально поеденные в состав нераство­римые в воде органические вещества - липиды - обладают водоотталкивающи­ми свойствами, благодаря чему съедоб­ная упаковка не размокает в холодиль­нике. При этом выглядит она весьма аппетитно, чем-то неуловимо напоми­ная блинчики. Съедобная упаковка об­ладает широкой палитрой вкуса - капу­ста, морковь, томаты, манго, персик, груша, яблоко, земляника и др. Можно использовать ее и в качестве соуса - достаточно приправить съедобную упа­ковку кетчупом, перед тем как заморо­зить, а затем разогреть и съесть. Не беда, если съедобная упаковка кому-то придется не по вкусу и окажется на свалке. В отличие от традиционных "собрать­ев" - алюминиевой или пластиковой пленки, она легко разлагается микро­организмами. Пока в съедобную упаковку рекомендуется заворачивать сэндви­чи, которые дети берут с собой в шко­лу, и продукты, хранящиеся в холодиль­нике. К сожалению, защищать от грязи и механических повреждений съедобная упаковка не умеет. Зато делать ее мож­но из второсортных овощей и фруктов, что обеспечивает низкую себестоимость и увеличивает привлекательность дан­ного продукта в глазах производителей.

Еще один вариант съедобной обер­точной пленки для продуктов разрабо­тан пищевыми технологами из Универ­ситета Орегона. Изобретение доктора Яньюнь Чжао и микробиолога Марка Дешела можно использовать в качестве пищевой, добавки, обогащающей про­дукты витамином Е и кальцием. Плен­ка появилась в результате эксперимен­тов с хитозаном - веществом, получае­мым из панциря крабов, и ферментом под названием лизоцим, выделяемым из яичного белка. Ее можно использо­вать и в жидком виде, к примеру, напылять на плоды из аэрозоля.

© ООО ЭССТЕпро | создание сайта на CMS. веб студия MegaGroup